выставка «Дворцы и парки г. Пушкин»

В читальном зале ФБУ «ЦНТБ СиА» - новая выставка «Дворцы и парки г. Пушкин».

                Город Пушкин (до 1918 — Царское Село, с 1918 по 1937 — Детское Село)

Именем великого русского поэта А.С. Пушкина названо бывшее Царское Село – город дворцов и парков. Средоточие выдающихся произведений русского зодчества и паркостроительного искусства XVIII – XIX веков.

В этих архитектурно-художественных памятниках запечатлён труд многих прославленных архитекторов и мастеров изобразительного искусства, талантливых инженеров и садоводов, безвестных русских умельцев и тысяч «работных людей»

Более ста пятидесяти лет велись строительные работы, прежде чем окончательно сформировался большой архитектурно-парковый ансамбль города Пушкина.

К середине XVIII века в Царском Селе уже построен в стиле барокко один из самых великолепных загородных дворцов, в образном строе которого воплотилась идея могущества и величия России. В создании дворца участвовали выдающиеся русские зодчие М.Г. Земцов, А.В. Квасов, С.И. Чевакинский и Ф.Б. Растрелли. Именно Растрелли принадлежит решающая роль в художественном оформлении Большого дворца (впоследствии названного Екатерининским) и одновременно возведённых парковых павильонов.

Назначение Царскосельский резиденции – официального местопребывания двора в летнее время – обусловило парадный характер и единство стилевого решения всего дворцовопаркового комплекса. Однако в дальнейшем возникла необходимость дополнительных построек и частичного изменения ранее созданных.

В конце XVIII века авторами вновь воздвигаемых дворцов и парковых сооружений выступали представители нового направления европейской культуры – архитекторы-классицисты, опиравшиеся в своем творчестве на традиции античного искусства. В этот период в Царском Селе были созданы такие выразительные по цельности художественного образа архитектурные шедевры, как Термы Ч. Камерона, Александровский дворец и Концертный зал Д. Кваренги, а также многочисленные парковые павильоны, ворота, мосты, памятные обелиски по проектам А. Ринальди, Ю.М. Фельтена, В.И. Неелова и его сыновей Ильи и Петра Нееловых. Тогда же в близи Большого дворца был выстроен четырехэтажный «Великокняжеский» флигель – в последствии Пушкинский Лицей, соединённый с главным зданием монументальной аркой, перекинутой через улицу.

Заключительный этап развития классицизма, так называемый ампир, отразился в постройках В.П. Стасова и Л. Руска, относящихся к первой четверти XIX века.

Дворцовый ансамбль Царского Села стал многогранным памятником эпохи расцвета русской архитектуры и паркостроительного искусства. Его главная достопримечательность – Большой дворец – выделялся среди других дворцовых зданий не только масштабностью архитектурных объемов и удивительным богатством форм пластического декора фасадов, но и разнообразием приемов отделки интерьеров, обусловленным изменениями стилевых особенностей с середины XVIII до второй половины века.

Сочетание разнообразных систем планировки парков, окружавших дворец, - регулярной, пейзажной, романтической – принесло Царскому Селу славу энциклопедии русского садового искусства. Дворцово-парковый ансамбль многократно запечатлен в живописи, графике, воспет в поэзии.

 

 

JMKrs4pT_OgstoSOX8VmTUVCqgbI62z2U